Moscow.org городской портал Москвы
Адрес: Лаврушинский переулок, 10
Телефон: +7(495)951 13 62, +7(499)238 13 78
Время работы: ежедневно с 10:00 до 19:30, кассы до 18:30, вход на экспозицию до 18:30, выходной – понедельник.
Как добраться до Третьяковской галереи: от ст. метро Третьяковская пройти к Климентовскому переулку, затем свернуть влево на ул. Большая Ордынка, или сразу выйти на ул. Большая Ордынка, пройти вверх, свернуть в Большой Толмачевский переулок, затем свернуть в Лаврушинский переулок.
История появления коллекции П.М. Третьякова
Датой основания Третьяковской галереи считается 1856 год, когда продолжатель старинного купеческого рода Павел Михайлович Третьяков приобрел несколько полотен русских живописцев – это были «Искушение» Н.Г. Шидлера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г. Худякова. Несколькими годами раньше Павел Михайлович стал владельцем 10 листов графики и 9 картин старых голландцев. Следующими в коллекции появляются картины Соколова, Якоби, Саврасова, Клодта.
Третьяков планировал приобрести собрание полотен Ф.И. Прянишникова и дополнить его своими, что составило бы основу галереи, мысли о которой уже тогда зародились у коллекционера. Но в связи с высокой ценой собрание Прянишникова приобрести не удалось – оно досталось Московской Румянцевской галерее (в наши дни в Третьяковской галерее), поэтому Третьяков начал собирать коллекцию своими силами, полагаясь исключительно на свой вкус и свои знания.
С особым уважением Третьяков относился к таланту русского художника Перова, с которым поддерживал дружеские отношения. В 60-е годы в коллекцию были приобретены работы Перова: «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка», «Дилетант». Также Третьяков заказывал Перову портреты, а после смерти художника принимал непосредственное участие в организации выставки работ Перова.
Знаменитая картина Флавицкого, написанная на историческую тему, «Княжна Тараканова» появилась в собрании в 1964 году, а несколькими годами позже Третьяков заказал живописцу Бронникову полотно «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу». Эта картина стала любимым произведением жены Третьякова – Веры Николаевны.
Шестидесятые годы стали очень плодовитыми в плане появления в коллекции Третьякова новых полотен. Третьяков, любивший природу и тонко ее чувствовавший, особое внимание уделял приобретению пейзажей.
Кроме того, в собрании было много портретов, среди которых были портреты известных личностей, литераторов, деятелей культуры и искусства, исполненных такими признанными мастерами кисти как Брюллов, Тропинин, Крамской. В 1873 году Крамскому с трудом удалось уговорить Л.Н. Толстого позировать для портрета, чему был несказанно рад Третьяков – он уже давно мечтал пополнить портретную галерею изображением великого русского писателя.
Не ограничиваясь увлечением собирательством живописи, Третьяков дружил с художниками и оказывал им посильную помощь. В частности, живое участие Петр Михайлович принимал в судьбе художников-передвижников, с момента проведения выставок ТПХВ именно здесь он приобретает большую часть картин. Таким путем в коллекцию вошли картины «Христос в пустыне» Крамского, «Сосновый бор» Шишкина, «Грачи прилетели» Саврасова и другие. Особенно тесные дружеские отношения сложились с семьей Третьяковых у Крамского, некоторое время он жил в их доме в Лаврушинском переулке, и писал портрет Третьякова.
В 1874 году Верещагин после возвращения из поездки по Туркестану, проводил выставку своих работ, и Третьяков решил приобрести целиком всю экспозицию для того, чтобы подарить ее Московскому училищу живописи. Это было самое крупное и дорогое приобретение коллекционера, за него было отдано 92 тысячи рублей, но училище от подарка отказалось по причине отсутствия помещения. Тогда Павел Михайлович решил отдать коллекцию Московскому обществу любителей художеств. Обязательным условием было обеспечить доступность осмотра картин для всех желающих. Но и в этом случае средства не были найдены и по истечению трех лет картины снова вернулись к Петру Михайловичу, который к этому времени стал владельцем индийских этюдов Верещагина.
Рождение Третьяковской галереи
Все свои приобретения Третьяков размещал в доме в Лаврушинском переулке, но места уже не хватало, и в 1872 году было начато строительство музейных залов, которое закончилось в 1874 году. Временно проблема была решена, но после того, как в 1882 году к Третьякову вернулась туркестанская серия Верещагина, встал вопрос о дальнейшем расширении выставочных площадей, и были достроены еще шесть залов. Строительные заботы не мешали коллекционеру пополнять свое собрание все новыми и новыми произведениями искусства русских живописцев. В это время Третьяков уже полностью полагался на свой вкус, и приобретает не только те картины, которые встречают всеобщее одобрение, но и те, которые ценители живописи встречают неоднозначно. В 1892 году галерея увеличилась еще на 6 залов, и в этом же году Павел Михайлович Третьяков передал ее в дар Москве. После смерти Третьякова галерея осталась без самого своего главного попечителя. В своем последнем завещании, Петр Михайлович, зная, что городская дума Москвы не сможет выделить необходимые для содержания галереи средства, завещал 150 тысяч рублей таким образом, чтобы проценты от этих денег шли на ремонт галереи и 125 тысяч на приобретение предметов искусства для пополнения экспозиции. Помимо денежных средств, галерее было завещано и недвижимое имущество, и собрание древних русских икон.
Из-за того, что завещание было составлено с рядом формальных нарушений, в силу оно вступило только в августе 1899 года, после того, как в дело вмешался лично император Николай II. В итоге, Московская дума приняла Положение об управлении Городской художественной галереей Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых, согласно которому музеем должен был управлять совет Галереи. В первый состав этого совета вошли такие известные личности как князь В.М. Голицын, дочь Третьякова А.П.Боткина, художники В.А.Серов и И.С.Остроухов, коллекционер И.Е. Цветков. Должность хранителя Галереи получил Е.М. Хруслов. В это время был полностью перестроен жилой дом Третьяковых, его сделали целиком приспособленным для функционирования в режиме музея. Пополнение коллекции некоторое время осложнялось противоречиями внутри комиссии. У всех были свои взгляды и мнения по поводу того, что необходимо приобретать на средства, оставленные Третьяковым. Но после того, как на посту попечителя князя Голицина сменил Остроухов, комиссия приняла решение приобретать лишь лучшие произведения и старых и новых художников, чтобы достойно продолжить дело, начатое Третьяковым.
В 1910 году по завещанию ценителя искусств и мецената М.А. Морозова, Третьяковская галерея получила полотна французских живописцев К. Моне, Э. Мане, О. Ренуара, К. Писсаро, Э. Дэга и другие, не менее ценные произведения живописи. Новая эпоха в жизни Третьяковской галереи началась в 1913 году, когда совет возглавил художник и историк-искусствовед И.Э. Грабарь. Под его руководством экспозиция Третьяковской галереи была преобразована по принципу самых известных музеев Европы. Было решено картины каждого художника собрать в одном зале, кроме того, разместить экспонаты в хронологическом порядке, начиная от древнерусской иконописи и заканчивая произведениями современных художников. Также была проведена работа по составлению полного научного описания коллекции.
Третьяковская галерея в годы советской власти
Согласно декрету Совнаркома от 3 июня 1918 года Третьяковская галерея была национализирована и передана в ведение Народного комиссариата просвещения. Благодаря счастливой случайности Третьяковская галерея не утратила в названии фамилию своего основателя, как это случилось со многими другими подобными музеями, а стала называться Имени Третьяковых. Во главе галереи встал И.Э. Грабарь, который занялся вопросами переустройства, реорганизации музея, а также пополнением фондов. В этот период в хранилища Государственного музейного фонда поступало большое количество художественных ценностей, реквизированных, национализированных и конфискованных у своих законных владельцев. Из этого фонда в Третьяковскую галерею пришли собрания Щербатова, Харитоненко, а также полотна из дворянских подмосковных усадеб. Картины иностранных художников из Третьяковской галереи были переданы в музеи западного искусства. В то же время, к галерее было присоединено в качестве филиалов несколько музеев с собраниями русской живописи. Постепенно в Третьяковской галерее сконцентрировалась богатейшая экспозиция произведений русских художников, в том числе авангардистов Малевича, Кандинского, Татлина, а также ценнейшие произведения древнерусской иконописи.
Расширение музейных фондов сделало необходимым изыскивать площади для размещения. Несколько выставочных залов было превращено в запасники, и большая часть коллекции стала недоступной и для осмотра, и для изучения и инвентаризации. Из 15 тысяч экспонатов, которые находились на тот момент в музее, некоторые даже не были официально за ним закреплены.
В 1927 году Третьяковская галерея была расширена за счет смежного дома в Малом Толмачевском переулке. После ремонта здесь разместилась администрация музея, также сюда перешли библиотека, архив, фонды графики и научные отделы. Сумбурные поступления последних лет значительно нарушили упорядоченность экспозиции, и в 1928 году было решено возродить концепцию И.Э. Грабаря. В виду того, что власть тесно переплетала искусство и идеологию, из экспозиции были исключены многие ценные произведения искусства отдельных авторов, а также целые направления. Основной упор делался на пропаганду, в то время, как научно-исследовательская работа отошла на второй план. В это время в Третьяковской галерее проходят выставки: Антиалкогольная, Красная Армия в советском искусстве, Колхозная выставка, Плакат на службе пятилетки и другие выставки подобного плана.
В 30-е годы экспозиция галереи начинает реформироваться. Приоритетными направлениями становятся выставки произведений искусства революционной и советской тематики. После того, как к музею были присоединены Центральные реставрационные мастерские, фонд галереи пополнился уникальными иконами, которые были собраны Комиссией по сохранению и раскрытию памятников древней живописи, собранных из закрытых монастырей и церквей. Очень активно пополнялся и отдел советского искусства, в котором находились произведения А.А.Дейнеки, П.Д. Корина, П.П. Кончаловского, М.В.Нестерова, И.И. Машкова. Еще одним направлением в галерее стало Искусство народов СССР. 1935 год был ознаменован началом строительства нового двухэтажного здания для размещения выставок, а также выделения средств на реконструкцию старых помещений галереи. Строительство проводилось по проекту А.В. Щусева, и было закончено в 1936 году.
Период Великой Отечественной войны в жизни Третьяковской галереи
После начала Великой Отечественной войны в Государственной Третьяковской галерее началась активная деятельность по демонтажу и эвакуации экспозиции. Картины извлекали из рам и подрамников, накатывали на валы, упаковывали в металлические емкости и запаивали. Работы были проведены в сжатые сроки и уже в середине лета 1941 года в Новосибирск отправился эшелон с экспозициями первой очереди Третьяковской галереи (самыми ценными произведениями), Государственного музея нового западного искусства, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Музея восточных культур. Вместе с экспонатами отправились в путь и сотрудники музеев. Ответственным за транспортировку был А.И. Замошкин, являвшийся директором Третьяковской галереи. По приезду в Новосибирск, музейные коллекции были размещены в недостроенном здании Оперного театра.
Тем временем Москва подвергалась частым бомбардировкам авиации немецких войск, и в августе 1941 года две фугасные бомбы разрушили часть главного здания Третьяковской галереи, а в ноябре был разрушен двухэтажный дом, в котором размещались различные службы музея. Эти события ускорили эвакуацию второй очереди коллекционного собрания. Экспонаты были погружены на баржу и должны были по воде следовать в Пермь (тогда – Молотов). Едва отчалив от Московского речного вокзала, баржа попала в зону воздушного боя, но, к счастью, получила лишь незначительные повреждения, не причинившие вреда ценностям. Третья очередь была отправлена в ноябре 1941 также в Новосибирск, в котором сосредоточилось колоссальное количество ценнейших произведений искусства из лучших музеев СССР. После того, как в сентябре 1942 года была вывезена четвертая очередь коллекции, в музее все равно осталось несколько тысяч экспонатов, художественные рамы и подрамники, которые охранял небольшой коллектив галереи, возглавляемый заместителем директора С.И. Прониным.
Уже в 1942 году начинается восстановление здания Третьяковской галереи. В новых залах была проведена всесоюзная выставка Великая Отечественная война, здесь же отметили знаменательное событие – 50-летие передачи Третьяковым своего собрания Москве.
После того, как советские войска отбросили захватчиков на запад, стало возможным возвращение музейных экспозиций из эвакуации, и в 1943 году их стали готовить к возвращению в Москву. Комиссия, в которую вошли искусствоведы, реставраторы и другие специалисты, пришли к выводу, что все возвращенные экспонаты находятся в отличном состоянии, началось размещение экспозиции в залах музея, и 17 мая 1945 года Государственная Третьяковская галерея была вновь открыта для посетителей.
Послевоенная деятельность музея
Период с 1950 по 1970 гг. был очень плодотворным для музея. В дар Третьяковской галерее было передано несколько ценных художественных коллекций, которые еще больше обогатили замечательную коллекцию галереи. Среди картин, подаренных музею, были работы Бенуа, Петрова-Водкина, Рериха, Сарьяна, Саврасова, Врубеля и других художников.
Уже в 50-е годы стало ясно, что здание галереи недостаточно для полноценного размещения экспозиции. В 1956 году было принято решение о строительстве нового помещения для экспозиции Третьяковской галереи. Местом строительства выбрали площадку на берегу Москвы-реки, неподалеку от Кремля и дома в Голутвине, в котором родился Третьяков. Планировалось завершить строительство в 1961 году, после чего в новое здание должны были перевести всю экспозицию галереи. Но в 1959 году строящееся здание было передано недавно организованной Картинной галерее СССР. Здание на Крымском Валу было построено лишь в 1970 году, а в 1985 коллекция Картинной галереи СССР была объединена с Третьяковской галереей в единый комплекс с названием Государственная Третьяковская галерея. Именно сюда была перенесена часть экспозиции из Третьяковской галереи, когда здание в Лаврушинском переулке было закрыто на реконструкцию.
Современная Государственная Третьяковская галерея
В 1980 году Третьяковскую галерею возглавил Ю.К.Королев, под руководством которого началась грандиозная реконструкция галереи, которая ставила целью строительство крупного музейного комплекса с хранилищами. Музейными помещениями, конференц-залами. Нужно было не только модернизировать старое здание, но и сохранить его исторический облик.
В 1984 году при галерее был построен депозитарий (хранилище предметов искусства) и реставрационные мастерские, а в 1986 году Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке закрывается для посетителей. Часть произведений на время реконструкции была перевезена в музей на Крымском Валу, а часть – в депозитарий. В 1986 году к Третьяковской галерее были присоединены дома-музеи П.Д. Корина и В.М. Васнецова, музей-квартира А.М. Васнецова, музей-мастерская А.С. Голубкиной, после чего галерея получила название Всесоюзного (позже Всероссийского) музейного объединения Государственная Третьяковская галерея. В период длительной реконструкции музей не бездействовал, по-прежнему проводились выставки, которые пользовались огромной популярностью у посетителей.
Спустя девять лет, в 1995 году реконструкция была завершена, и обновленный музей открыл свои двери для посетителей. В результате проведенных работ площадь, предназначенная для размещения экспозиций, увеличилась в полтора раза – в музее появилось 10 новых залов. Благодаря таким изменениям стало возможным увеличить объем древнерусской экспозиции, открыть залы для скульптурных произведения 18-20 веков, а для панно Принцесса Греза Врубеля был спроектирован специальный зал.
На протяжении многих лет произведения из коллекции Третьяковской галереи можно увидеть на выставках в зарубежных и российских городах, сотрудники музея проводят научно-исследовательскую работу, осуществляют публикационную и популяризаторскую деятельность. В стенах галереи работает детская студия. Регулярно проводятся музыкальные вечера. Продолжают пополняться музейные фонды галереи. В 1996 году, в продолжение старинной традиции, был создан Попечительский совет, который возглавил мэр Москвы Ю.М. Лужков. В 2006 году торжественно отмечалось 150-летие рождения галереи, которое было отмечено рядом культурных мероприятий. На сегодняшний день в собрании Третьяковской галереи находится около 150 тысяч произведений искусства, часть из которых можно увидеть в основном здании в Лаврушинском переулке и в корпусе, расположенном на Крымском Валу.
Государственная Третьяковская галерея
Контакты
Телефон
Oфициальный сайт
Адрес
Часы работы
Отзывы
Третьяковская галерея – один из самых уникальных музеев не только общероссийского, но и мирового масштаба. Галерея — национальный музей России, крупнейшее собрание русского изобразительного искусства Чтобы увидеть сокровища Третьяковки, сотни тысяч людей приезжают ежегодно в тихий Лаврушинский переулок, что расположен в одном из древнейших уголков Москвы. Автором коллекции, которая послужила основой для создания музея, был купец Павел Михайлович Третьяков, обладающий тонким художественным вкусом и широтой взглядов. Третьяковская галереяОсновное здание Третьяковской галереи находится в Лаврушинском переулке Замоскворечья, в доме, который семья Третьяковых купила в 1851 году. Количество работ постоянно превосходило возможности Третьяковки, поэтому к жилой части особняка постепенно пристраивались новые помещения, необходимые для хранения и демонстрации произведений искусств. Подобные пристройки были сделаны в 1873-1904 годах, когда появился знаменитый Васнецовский фасад, который и стал эмблемой Третьяковской галереи. Картины Третьяковской галереиВ 1892 году Третьяков передал в дар государству огромную и уже знаменитую галерею подлинных шедевров национального изобразительного искусства. И благодарная Россия в лице ее ведущих художников заявит дарителю: «. Весть о вашем пожертвовании давно облетела Россию и во всяком, кому дороги интересы русского просвещения, вызвала живейшую радость и удивление к значительности принесенных Вами в его пользу усилий и жертв». Вместе с коллекцией Павла Михайловича в дар Москве была принесено собрание живописи его брата, бывшего в 1880-е годы московским городским головой, тоже коллекционером, но уже преимущественно работ западноевропейских художников середины и второй половины XIX века. Ныне эти произведения находятся в собраниях Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и Эрмитажа.
Посещение Третьяковской галереи даёт возможность не только прикоснуться к прекрасному, проникнуться всей глубиной мастерства великих художников, чьи имена знают от мала до велика, но и проследить ход российской истории, развития страны, увидеть особенности быта русских людей в разные века. Государственная Третьяковская галереяГлавный музей национального искусства России. Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке: шедевры русского искусства XI — начала XX века. Новая Третьяковка: шедевры искусства ХХ столетия и актуальные течения XXI века и временные выставки Инженерный корпус: временные выставки Билеты, приобретенные не в Третьяковской галерее, не действительны. Государственная Третьяковская галерея запись закрепленаВ Национальной галерее Республики Коми открылась выставка «Золотой век русского искусства. Живопись и скульптура XVIII – первой половины XIX века» из собрания Третьяковской галереи. Уникальная выставка произведений искусства впервые оказалась в Сыктывкаре. Она позволит жителям и гостям столицы региона познакомиться с шедеврами знаменитых художников. Расположение работ в залах тщательно проработано — так, особенностью зала, рассказывающего о русском искусстве первой половины XIX века, стала подборка произведений, посвященных солнечной Италии. Шедевры Михаила Скотти, Пимена Орлова, Сильвестра Щедрина создают удивительное, радостное ощущение праздника. Выставочный проект «Золотой век русского искусства. Живопись и скульптура XVIII – первой половины XIX века» из собрания Государственной Третьяковской галереи был реализован в рамках празднования 100-летия Республики Коми. Выставка продлится до 12 декабря.
Государственная Третьяковская галерея запись закрепленаНа картине Николая Ярошенко «Всюду жизнь» перед нами арестантский вагон, а за его зарешеченным окном – «заключённые». Здесь и солдат, и крестьянка, и мастеровой, и молодая мать с ребенком. Ярошенко использовал довольно оригинальный прием: он выбрал холст вертикального формата, приближающегося по высоте к размерам реального вагона, фрагмент которого он дает крупным планом. Художник отказывается от глубокой перспективы, останавливаясь на плоскостном решении пространства. На 26-й передвижной выставке 1888 года, где впервые была показана картина, ее поместили на торцевой стене в конце вытянутого зала, чтобы усилить впечатление выхваченной из жизни реально происходящей сцены, чтобы зрителям казалось: у настоящего перрона стоит настоящий вагон. О том, какие идеи вложил художник в произведение, читайте на сайте «Моя Третьяковка»: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/8466 Государственная Третьяковская галерея запись закрепленаВ ноябре в Новой Третьяковке открывается крупнейшая и наиболее ожидаемая выставка 2021 года — «Михаил Врубель». Все станковые произведения и майолики мастера уже перевезены в экспозиционное пространство Третьяковской галереи на Крымском Валу. В освободившихся монографических залах художника в Историческом здании в Лаврушинском переулке посетителям музея представлены иные грани изобразительного искусства эпохи модерна. Впервые за многие годы крупноформатное панно «Принцесса Грёза», единственное произведение Врубеля, не вывезенное на выставку мастера из-за огромного размера, демонстрируется в окружении разнообразных произведений других мастеров русского модерна. В рамках проекта «Третьяковская галерея открывает свои запасники» музей представляет выставку «Русский модерн: на пути к синтезу искусств», которая объединяет произведения, созданные русскими художниками в конце 1890-х – 1910-х годах. Известные работы и забытые шедевры демонстрируют многоликость стиля модерн в России и открывают зрителю новые имена. Специально к выставке была проведена реставрация панно «Вечер на берегу озера» (1897) Федора Боткина, ныне почти забытого художника, работы которого высоко ценил Сергей Дягилев. Увидеть выставку можно в залах Врубеля в Историческом здании в Лаврушинском переулке.
Государственная Третьяковская галерея запись закрепленаДорогие друзья, наш музей продолжает свою работу и будет открыт для посещения во все «нерабочие» и праздничные дни. Мы также рады сообщить, что с 3 ноября в Новой Третьяковке откроется долгожданная выставка «Михаил Врубель»! С 28 октября 2021 года на основании Указа Мэра Москвы № 62-УМ от 21.10.2021 года вход в Третьяковскую галерею для лиц старше 18 лет возможен только при наличии QR-кода и документа удостоверяющего личность. Для посещения необходимо предъявить QR-код: Напоминаем, что во время посещения музея вы обязаны носить маску. Подробнее с новыми правилами можно будет ознакомиться по ссылке: https://www.tretyakovgallery.ru/for-visitors/new-rules/ Благодарим за понимание и будем рады видеть вас в наших постоянных экспозициях и на выставочных проектах.
Государственная Третьяковская галерея запись закреплена#Вэтотдень в 1842 году родился Василий Верещагин — русский живописец и литератор. Верещагин еще при жизни стал известен как художник батальных сцен. Однако его «непатриотичные», как их называли, работы демонстрировали зрителям не триумф побед, а изнанку сражений — с погибшими, ранеными, измученными солдатами. Художник ходил не только в военные походы, но и путешествовал по всему миру, привозя из поездок эскизы для будущих полотен — экспрессивных, красочных, со множеством деталей. Во время пребывания в Индии Василий Верещагин не раз посещал Агру. Именно там расположен Тадж-Махал – выдающийся памятник индийской архитектуры XVII века, соединивший в себе элементы персидского, арабского и индийского стилей. Художника восхищала архитектура Тадж-Махала, и он неоднократно писал его виды в разных ракурсах. Белый мрамор дворца, по воспоминаниям живописца, менял оттенок в зависимости от времени суток и освещения. Государственная Третьяковская галерея запись закрепленаХудожественная Москва осиротела. Сегодня утром ушел в «пространство безвесия» Виталий Пацюков – куратор, критик, теоретик, мыслитель, соратник. Виталий Пацюков обладал удивительным свойством – видеть в каждом человеке художника, в каждом художнике – талант, который он считал своим долгом поддержать, проявить, сделать зримым. Своими невероятными текстами, поэтическими, острыми, мудрыми, музыкальными, сложными и прозрачными он наделял адресата необычайным величием, вводил его в сообщество самых важных своих героев – Малевича и Леонардо, Татлина и Дюшана, Мандельштама и Кейджа, Хлебникова и Кафки, Пруста и Хармса. Он бесконечно придумывал и собирал выставки, поднимающие главные вопросы и темы, без которых он не мыслил пространство искусства. «Слово и изображение», «Возможность полета», «Пространство Lucida», «Видеть звук», «Проекции авангарда», «Посредине мирозданья» и многое другое. Он очень остро ощущал и переживал современное состояние человечества, которое воспринимал как катастрофическое. И видел в искусстве силу, способную не только к рефлексии, но и к созиданию. Он учил нас бесстрашию и сочувствию, любви ко всему, что достойно и неприятию лжи, непорядочности, равнодушия. Он не просто знал и ценил музыку, поэзию, кинематограф, но и с радостью делился своими наблюдениями и открытиями. Он никогда не изменял художникам, которых любил с юности, с удовольствием рассказывал истории из далекого прошлого. Эрик Булатов, Илья Кабаков, Владимир Янкилевский, Михаил Рогинский, Эдуард Штейнберг, Дмитрий Александрович Пригов, Вячеслав Колейчук, Борис Орлов, Владимир Тарасов, Борис Михайлов – всех их он считал близкими людьми и главными собеседниками. В 1980 году во втором номере журнала «А-Я» Виталий Пацюков опубликовал статью «Проект-миф-концепт», в котором его героями стали художники, переживающие «истину в собственном существовании»: Илья Кабаков, Дмитрий Пригов, Александр Косолапов и Леонид Соков. Знаменитые художники Яннис Кунеллис и Микеланджело Пистолетто, с которыми сотрудничал Виталий, называли его Маэстро, Поэтом с большой буквы. Они были в восторге от проникновенных и точных текстов, которые он писал для каталогов их выставок. В прошлом году в разгар карантина Виталий Пацюков открыл в Третьяковской галерее выставку Аллы Урбан «Из железа в каплю света…». Этот проект, который заслужил благодарность и любовь большого количества зрителей, стал возможен во многом благодаря его страстной вере в силу искусства. Adblock detector |